Культура

Lights! Camera! Action!

В международный день скейтбординга Иван Флоренс вместе с Кириллом Коробковым посмотрели несколько фильмов на Beat Film Festival. «Мы были “Детками”», «Шрамы Али Булалы» и «Скейт-кухня» — каждый из них был заявлен на фестивале как фильм о скейтбординге. Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся, узнав, что при этом думают наши рецензенты.

The Scars Of Ali Boulala

Взлеты и падения самого безбашенного скейтера нулевых.

Режиссер: Макс Эриксон.

Продолжительность: 100 минут.

Год: 2021.

Страна: Швеция, Норвегия.

Синопсис: В 16 лет шведский гений скейтбординга Али Булала был на вершине мира — его бесстрашие и тяга к сложнейшим трюкам привлекли внимание Flip Skateboards. Однако столь стремительный взлет карьеры Али закончился буквальным и страшным падением — оказавшись пьяным за рулем мотоцикла, Булала едва не отправился на тот свет, а друг, сидевший позади него, погиб.

Что было бы, если бы в роковой день все пошло немного по-другому, и как пережить то, что пережить невозможно. Спустя много лет после перевернувшей его жизнь аварии Али Булала обнажает и залечивает свои шрамы прямо на экране, и это большое кино.

Иван Флоренс: Хэппи-энда не будет, потому что фильм-исповедь «Шрамы Али Булалы» снят по всем канонам шекспировской драматургии. Он служит наглядным примером того, как панк и скейтбординг, смешавшись в невероятных пропорциях, создают горький коктейль саморазрушения. Али Булале ничего не оставалось, кроме как выпить его до последней капли и оказаться на дне. А как иначе? Наркотики, бухло, скейтбординг и постоянные тусовки стали неотъемлемой частью его жизни, и он достаточно быстро превратился в гребаного джанки.

В какой-то момент это казалось забавным, но по мере развития сюжета смотреть на то, как упарывается один из лучших скейтеров нулевых стало просто невозможно — всё стало превращаться в бред. Смотрел на это и думал: «Какого черта ты делаешь? Али, остановись! Не будь придурком». Признаюсь, я был потрясен произошедшей трагедией, хоть и понимал, что иной развязки быть не могло.

We Were Once Kids

История о том, что стало с героями самого скандального фильма 90-х.

Режиссер: Эдди Мартин.

Продолжительность: 91 минута.

Год: 2021.

Страна: Австралия.

Синопсис: 27. Ровно столько лет назад  картина «Детки» Ларри Кларка вышла в прокат и тут же спровоцировала массовую истерию у подростков, в мгновение ока став классикой молодежного кино. И вот, уже в наше время при содействии нью-йоркского скейтера Хэмилтона Харриса Эдди Мартин снял документалку We Were Once Kids — повесть о судьбе актеров скандального фильма. 

Эта история, рассказанная участниками событий и посвященная погибшим Джастину Пирсу и Харольду Хантеру, полна горечи и несбывшихся надежд. Тем не менее в ней находится и место дружбе, поддержке и взаимопомощи — тому, что Кларк не включил в сюжет, но что в итоге оказалось самым важным для бывших «деток». 

Кирилл Коробков: В 1995 году на американские экраны вышел фильм «Детки». Честный рассказ о взрослении подростков из неблагополучных районов Нью-Йорка (хотя на стыке 80-х и 90-х прилагательное «неблагополучный» относилось практически ко всей территории этого мирового мегаполиса, что очень контрастирует с современным восприятием Нью-Йорка) произвел фурор и вызвал неслыханный интерес. Безрассудство, криминал, слабость семейных и социальных институтов, безнадега вокруг, желание жить одним днем, помноженные на суровые законы улиц способствовали очень выразительному, но уж больно асоциальному отрочеству героев картины, которое включало в себя практически все возможные пороки из взрослой жизни. 

Объединяющей скрепой и магистральной субкультурой фильма является скейтбординг. Нью-йоркская скейтовая сцена той эпохи являлась с одной стороны абсолютным подпольем, а с другой оригинальной творческой средой, которая включала в себя не только само катание, но и определенную поведенческую модель, несистемную философию, которую воспевала та самая молодежь из фильма «Детки». «Детки» был фильмом художественным, но его особенностью был непрофессиональный актерский состав, который был приглашен на съемочную площадку практически прямиком с городских скейтовых спотов. Все эти молодые люди в буквальном смысле играли самих себя. В рамках съемочного процесса они развлекались и убивались теми же самыми способами и средствами, что и в обычное для них время. Провокационная деструктивность их лайфстайла являлась не актерской игрой, а самой настоящей солью их жизни. 

Спустя более, чем 25 лет совсем уже другая творческая команда решила узнать, что стало с детками четверть века спустя. Для многих вопрос о том, какая была уготована  жизнь взявшим столь мощный старт молодым героям той поры висел в воздухе всё это время. Фильм из программы Beat Film Festival 2022 под названием «Мы были “Детками”» как раз об этом. И это уже история документальная.

Оглушительный успех оригинального фильма «Детки» принес однозначные дивиденды режиссеру и автору сценария, а для тех, кто находился под прицелом кинокамер он стал еще большим вызовом, чем всё, через что они прошли перед этим. Изначально благополучный внешний вид приглашенных спикеров из числа повзрослевших героев настраивает на позитивный лад, но чем дальше распутывается клубок истории, тем меньше остается места для оптимизма. Популярность далеко не всегда означает успех, узнаваемость часто приносит не финансовое благополучие, а лишь статус свадебного генерала, которого люди вокруг начинают эксплуатировать в собственных интересах. Да и индустрия кино не просто так считается одной из самых жестоких, где плюсы и овации очень быстро могут смениться многочисленными  отказами и минусами. 

Впрочем, большинство исполнителей ролей второго плана всё-таки сумели твердо встать на ноги и состояться. Судя по всему, им удалось влиться в уважаемый в США средний класс. Но вот у двух главных героев кинокартины 1995 года судьба сложилась трагически. Фильм «Детки», который виделся им трамплином в успешную жизнь, по итогу оказался грузом, который утащил на дно. Оттолкнуться ото дна не удалось ни тому, ни другому. Избегая полного пересказа событий, я лишь рекомендую вам лично ознакомиться с этой историей на стыке скейтбординга и социальной драмы, итоги которой могут быть полезны или, как минимум интересны и деткам сегодняшним. 

Ну а  лично для меня, скейтера с более чем 20-летним стажем, просмотр «Мы были “Детками”» заставил заново сформировать взгляд на Харольда Хантера. До этого я судил о нем преимущественно по старым скейтовым видео Zoo York, в которых Харольд выглядел таким неуклюжим балагуром из тусовки, чей уровень катания сильно уступал остальным райдерам, а его нахождение в команде объяснялось лишь эпатажем и умением веселить. Только теперь я полностью осознал всю мощь его роли в становлении нью-йоркского уличного скейтбординга и андеграунда той эпохи. То, как сложилась его судьба — большая трагедия. Оказывается, что человек, чья публичная жизнь для многих ассоциировалась с вечным праздником, вращением среди богемы, скейтовыми турами по всему миру, больше всего не хотел умереть там, где он прожил всю свою жизнь — в убогой квартире для обездоленных и деклассированных слоев общества, называемой в США социальным жильем.  Но именно это с ним, в итоге, и произошло.

Skate Kitchen

Художественное кино о взрослении девушек-скейтеров, чья жизнь полна конфликтов и событиями.

Режиссер: Кристал Мозель.

Продолжительность: 100 минут.

Год: 2018.

Страна: США.

Синопсис: Камилла — застенчивая 17-летняя девушка, увлекающаяся скейтбордингом. Она живет на Лонг-Айленде вместе со своей мамой. После инцидента в скейтпарке, когда Камилла серьезно поранилась, мать запрещает ей снова вставать на доску. Камилле приходится дать матери обещание больше не кататься, но бросить свое увлечение она не может.

Иван Флоренс: Не зря говорят: «Доска — великий уравнитель». Ей неведомы национальности, расы, пол, сексуальная ориентация, религиозная принадлежность, возраст или опыт катания. Скорее, наоборот — она дарит чувство общности и создает дух товарищества. Где бы вы ни катались, и кем бы вы ни были. Однако Кристал Мозель по каким-то причинам не учла этого во время съемок фильма «Скейт-кухня».

Вместо качественного антропологического исследования женского скейтбординга она, видимо, решила отталкиваться от ажурно созданных прессой или общественным мнением стереотипов. Причем настолько абсурдных по своей форме и нелепых по содержанию, что они не выдерживают какой-либо критики и легко опровергаются на практике.

Прибавьте к этому слабый сюжет, глупые костюмы второстепенных героев и избитый конфликт поколений, и вы получите дешевенькую пилюлю, приправленную откровенным феминизмом. Прошаренный скейтер или кинодел скажет, что глотать эту фигню точно не стоит, особенно если вы уже взрослый. Но если всё же решитесь угробить 100 минут своей жизни за просмотром этой сопливой подростковой мелодрамы, снятой по всем современным голливудским стандартам, то лошадиная доза сорбентов вам точно не помешает.

Попомните мои слова, и не говорите, что вас не предупреждали.

Статью подготовили Кирилл Коробков — скейт-активист, тим-менеджер Vans Russia, участник «Абсурда» и Иван Флоренс — главный редактор Trinity, писатель, киносценарист.

«Мы были «Детками»» можно купить на Кинопоиске HD до 14 июля и посмотреть в течение 30 дней. «Скейт-кухня» доступен по подписке Кинопоиска.

Благодарим Валерию Бургучеву и команду Beat Film Festival за предоставленные видео и фотоматериалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *